Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДРЕССИРОВКА

 

Воспитанием кинологи называют целенаправленный процесс формирования человеком у собаки определенных норм поведения в семье, на улице, в отношениях с другими животным и людьми. Воспитанная собака знает правила поведения, поэтому она ведет себя спокойно и благородно и практически не создает проблем своему хозяину и окружающим.

Под дрессировкой понимают выработку у животных определенных навыков (привычек), необходимых для управления их поведением при использовании на какой-либо работе – разыскной, охранной, на охоте и др. Собаки довольно легко поддаются дрессировке, так как обладают высокоразвитой нервной системой. Кроме того, у них хорошо развиты обоняние, слух, зрение. Собаки способны перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, четко действовать при выполнении команды, данной дрессировщиком.

На практике воспитание и дрессировка осуществляются одновременно с процессом обучения. При этом перед хозяином и собакой ставятся разные задачи. Как правило, различают несколько видов обучения – условно-рефлекторное, инструментальное, оперантное, ассоциативное, латентное (скрытое), аффективное, обучение-озарение (инсайт), обучение-подражание.

Одним из наиболее простых видов обучения является привыкание – утрата собакой ранее имевшихся реакций на внешние раздражители и замена их новыми. При условно-рефлекторном обучении, в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов (так называемых условных раздражителей), у животного вырабатываются простые, схожие с врожденными, поведенческие реакции и определенные эмоциональные состояния. Необходимо отметить, что получение знаний в этом случае происходит неосознанно. Эффект условно-рефлекторного обучения сопровождает весь процесс независимо от выбранного способа. При дрессировке собаки следует помнить, что ее мышление резко ограничено: животное способно постигнуть только то, что может увидеть, услышать, обнюхать – абстрактное мышление ему недоступно.

Инструментальное обучение лишено условного раздражителя (если не считать таковым окружающую обстановку). Оно предусматривает активное участие животного в процессе обучения.
Оперантное обучение также требует от собаки активных действий. Питомец запоминает и отбирает полезные для себя действия (так называемые операнты), хотя на начальном этапе обучения действия животного носят случайный характер.

Ассоциативное обучение базируется на способности собаки улавливать некоторые связи между теми или иными событиями и свойствами предметов. Классическим примером подобной методики является процедура обучения животного нахождению вещей по запаху и человека по следу.

Инсайт (от англ. insight – «постижение, озарение») – это вид обучения, при котором поставленная задача решается собакой внезапно, на уровне озарения, и является как бы плодом предварительных умозаключений.

Латентное (скрытое) обучение предполагает получение собакой полезных знаний об окружающем мире без видимого положительного или отрицательного воздействия со стороны человека.

Аффективным называют обучение в состоянии сильного эмоционального потрясения, которое сопровождается появлением у собаки чувства страха, в результате чего она не может контролировать свое поведение. В процессе такого обучения животное запоминает не только ситуацию, но и поведение, с помощью которого ему удалось ее избежать. Однако следует отметить, что навыки, приобретенные в состоянии сильного эмоционального потрясения, проявляются только при возникновении подобной ситуации. А исправлять негативные последствия аффективного обучения довольно сложно.

Подражанием называют обучение, при котором необходимые навыки и привычки закрепляются в результате длительного наблюдения за поведением других животных. Данный метод эффективен при обучении молодых собак, а также при их подготовке для караульной и пастушьей службы.

Обучение питомца с соблюдением определенных правил позволяет ему лучше развиваться и адаптироваться к среде обитания. Использование различных методов обучения позволяет дрессировщику незаметно подчинить питомца своей воле, сформировать у него определенный стереотип поведения, добиться беспрекословного выполнения освоенных упражнений и демонстрации полученных навыков.

Любая дрессированная собака обязательно является обученной, однако далеко не всякая обученная собака выдрессирована. Как правило, обученная собака выполняет команды хозяина только по своему желанию и может игнорировать его приказания. Необходимо отметить, что опытный собаковод никогда не потребует от животного выполнения нового задания, пока оно не поймет смысла задачи, поставленной перед ним ранее. Дело в том, что предъявление завышенных требований на этапе обучения может вызвать у собаки состояние эмоционального стресса, в результате чего она начнет избегать контактов с дрессировщиком или же будет проявлять повышенную агрессивность.

Прежде чем приступать к дрессировке, собаковод-любитель должен тщательно изучить теоретический аспект, то есть получить знания о физиологических основах поведения и дрессировки собаки. Это необходимо для того, чтобы правильно строить работу с животным. Изучение техники дрессировки предусматривает получение знаний о правилах воздействия на животное определенными раздражителями с целью выработки у него необходимых навыков.

Различают дрессировку общую и специальную.

Общая дрессировка необходима для выработки у питомца простых навыков послушания, позволяющих управлять поведением собаки в повседневной жизни, а также для выработки специальных навыков. Навыки послушания должны вырабатываться у всех собак независимо от их породы и предназначения.

Специальная дрессировка имеет целью обучение собаки определенной службе: сторожевой, караульной, разыскной, пастушьей, ездовой, поисково-спасательной и др. Практическая работа на дрессировочных площадках необходима для закрепления у собаки навыков, приобретенных в процессе дрессировки, а также для совершенствования их. Тренировку желательно проводить в условиях, приближенных к тем, в которых собака будет использоваться в дальнейшем. Умелая тренировочная работа позволяет значительно улучшить служебные качества животного.

КАК ДРЕССИРОВАТЬ АЛАБАЯ

Несмотря на рост популярности среди заводчиков среднеазиатской овчарки, увидеть эту собаку на дрессировочной площадке удается нечасто. Это связано с тем, что:

• во-первых, отсутствуют официально признанные отечественные программы подготовки азиатов;

• во-вторых, игнорируются рабочие характеристики племенных собак и предпринимаются попытки применить к ним общепринятые методики дрессировки, основанные на вызывании у собаки неприятных или болевых ощущений, пытаясь избежать которых, животное совершает нужные действия. Данный способ приемлем для собак с низким порогом болевой чувствительности. У азиатов же этот показатель достаточно высок, поэтому традиционные методики дрессировки не дают особого эффекта; 

• в-третьих, некоторые хозяева отрицают (особенно владельцы неплеменных собак, живущие в городе) необходимость дрессировки. Такие люди, как правило, останавливаются на приучении собаки к выполнению минимального набора команд, например, к хождению на поводке.

Дрессировке щенка следует уделять не менее 10-20 мин в день. КАЖДЫЙ ДЕНЬ!

В воспитательном процессе должны принимать участие все члены семьи, причем обучение должно проводиться по одинаковым правилам, кто бы ни занимался с питомцем.

Среднеазиатская овчарка - исконно рабочая порода, и нуждается в дрессировке. К 9-месячному возрасту породистый питомец уже должен быть воспитан, поэтому начинать обучение азиата следует как можно раньше, по достижении им возраста 3- 5 мес. Большое значение придается выбору вида обучения.

Для щенков-азиатов наиболее приемлемыми признаются имитационное обучение (подражание) и оперантный метод (метод условных инструментальных рефлексов или мотивированная дрессировка). О подражании было рассказано ранее, а на оперантном методе необходимо остановиться подробнее. Суть его заключается в том, что у животного вызывается или искусственно создается какая-либо выраженная потребность и предлагается путь или способ (определенный навык) ее удовлетворения. Помимо игровой, социальной потребности в положительных ощущениях, можно использовать потребность питомца в пище. Однако в любом случае потребность должна быть доминирующей, способной оказать влияние на поведение животного.

В щенячьем возрасте среднеазиатскую овчарку следует познакомить со множеством внешних раздражителей, для этого придется регулярно менять места прогулок. Щенок должен научиться проявлять безразличие к посторонним людям и собакам. Если такое отношение не будет выработано, животное может стать чрезмерно агрессивным.

Большое значение придается формированию у маленького азиата ряда потребностей:
социальной (потребности в общении с хозяином, членами его семьи и другими животными),
игровой (для проведения игр следует использовать различные предметы),
потребности в положительных эмоциях.

Ранний период развития важен и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье. Дело в том, что среднеазиатские овчарки стремятся к лидерству в стае-семье, поэтому в раннем возрасте с иерархической агрессией азиата справиться гораздо легче: малыш, находящийся в зависимости от хозяина, воспринимает последнего как вожака. Чтобы закрепить эту зависимость, со щенком следует проводить как можно больше времени и не позволять ему проявлять стремление к доминированию. Необходимо учесть, что проблемы с доминированием надо решать сразу и жестко при малейшем их проявлении, а если владелец не может их решать, собаку надо отдавать. Если оставить все как есть, ни о какой дрессировке речи быть не может.

Есть несколько явных признаков, по которым легко понять, что собака пытается доминировать над хозяином:
• рычит при приближении хозяина к ее миске или попытке отобрать у нее корм;
• огрызается при попытке хозяина перешагнуть через собаку;
• рычит и огрызается при попытке согнать ее с места;
• настойчиво требует себя гладить, а при прекращении поглаживания начинает рычать;
• забирается на диваны, кровати и кресла, а когда владелец пытается ее согнать, проявляет враждебность;
• проявляет недовольство даже при безболезненных и безобидных гигиенических процедурах;
• не разрешает касаться каких либо частей своего тела;
• охраняет от окружающих какие-либо предметы;
• кобель делает садки на людей.

Необходимо отметить, что азиаты достаточно легко принимают законы семьи, в которой живут, и приспосабливаются к требованиям хозяина (животные отличаются чистоплотностью и не портят имущество). Однако это касается проживания в доме только одного питомца. Наличие в семье 2 особей одного пола сразу приводит к возникновению множества проблем: даже если один питомец будет намного младше другого, старший воспримет его как потенциального претендента на территорию, в результате возникнут конфликты и неизбежная борьба за лидерство. У сук установление лидерства происходит в более мягкой форме. Конечно, собаке путем воспитания можно привить терпимость к другим животным, тем не менее, чтобы не допустить конфликтных ситуаций, следует заводить пару – кобеля и суку. Азиатка отличается большей динамичностью, и именно она руководит поведением кобеля, подавая ему пример своим поведением.

При воспитании и обучении азиатской овчарки следует помнить, что эти собаки очень обидчивы и злопамятны. Применение жестких мер наказания к ним недопустимо. Нельзя постоянно подавлять азиата, ругать его, так как это может привести к потере контакта с питомцем.

Необходимо также учитывать, что среднеазиаты – гордые собаки, которые не относятся к разряду «преданных служак» и «трудоголиков», они практически начисто лишены апортировочного рефлекса, а выполнять задания представители этой породы будут лишь в том случае, если для них будет очевидной справедливость предъявляемых требований и необходимость их выполнения.

Щенячий возраст – лучшее время для формирования иерархических взаимоотношений в семье.

Начиная дрессировку среднеазиатской овчарки, нужно запастись терпением, настойчивостью и воспитательным тактом. Следует помнить о неэффективности таких методов дрессировки, как поощрение лакомством и избиение животного. Главное при дрессировке азиата – поддерживать с ним постоянный контакт, а в качестве эффективных методов воздействия использовать интонацию, мимику и рывок поводком, при этом умело моделируя ситуацию.

В процессе общего курса дрессировки (ОКД) среднеазиатская овчарка должна усвоить следующее:
• движение по команде «Рядом»;
• команду «Стоять!» как прекращение движения;
• команды «Нельзя!» или «Фу!» как общий запрет;
• команду «Покажи зубы» (демонстрация прикуса) и умение носить намордник;
• подход к хозяину по команде «Ко мне!» (при этом должны отсутствовать серьез ные внешние раздражители – посторонний человек или собака);
• команду «Место!» (проверяется одновременно подход собаки к дрессировщику и возвращение на место).

Согласно ОКД, собака должна уметь последовательно выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!». Кроме того, она должна беспрекословно прекращать по команде нежелательные действия. В ходе общего курса дрессировки азиат должен научиться подавать предметы по команде хозяина (хотя, как уже говорилось, это не апортивная собака) и преодолевать препятствия: легкоатлетический барьер, глухой забор или окоп, сквозную лестницу, бум (проверяется в комплексе). Вырабатывается также отношение к корму (запрещается брать его из рук незнакомых людей и без разрешения хозяина) и к выстрелу.

Несколько советов начинающим дрессировщикам:
• если нет уверенности в том, что щенок или взрослая собака не выполнит подаваемую команду, лучше ее не подавать или любым способом добиться выполнения;
• любую команду следует подавать только один раз;
• поданную команду нужно отменять другой командой, например «Стоять!» – «Лежать!», «Ко мне!» – «Сидеть!»;
• все запрещающие команды следует разучивать одновременно с разрешающими или через них;
• нужно как можно чаще привлекать внимание собаки (называть кличку, хвалить, вызывать на игру), иначе она будет игнорировать действия и команды хозяина;
• необходимо стремиться к правильному выполнению упражнения;
• следует поощрять питомца лакомством или добрым словом, если упражнение было выполнено на 100%, и наказывать, если он увиливал от дрессировки;
• хвалить, ласкать, давать лакомство и поощрять другими способами необходимо только тогда, когда питомец действительно заслужил награду.

Следует отметить, что такие команды, как «Сидеть!», «Лежать!», «Дай лапу!», «Можно!», «Нельзя!», «Дай!», «Фу!», «Голос!», «Молчать!» или «Тихо!», «Гуляй!», должны быть усвоены собакой до 7 мес, причем обучение желательно сочетать с процессом воспитания и начинать занятия в знакомой обстановке (дома, в местах ежедневных прогулок, на дрессировочной площадке). В дальнейшем тренировать питомца можно везде, это позволит добиться от него послушания и выполнения упражнений в любых других условиях и ситуациях.